На этот вопрос нет определенного ответа, хотя некоторые авторитетные инженеры настаивают на том, что музыка не должна возвращаться к аналоговому формату, при том что сейчас имеется возможность использовать цифровой формат. Другие доверяют только аналоговой аппаратуре. Здесь нужен непредубежденный подход. Аналоговое оборудование славится воздушностью, теплотой и напористостью. Тенденция использования аналоговой аппаратуры растет, в то время как все больше и больше студий используют цифровые многодорожечные магнитофоны и цифровые пульты. DAT-кассеты являются стандартным форматом для сведения в настоящее время, так что далее мы будем предполагать, что Вы используете DAT-кассеты. Как известно DAT является 16-битным форматом хранения данных, и по идее он должен обеспечивать звук такого же качества как на компакт-диске, но не все так просто. На этот счет существует как минимум три соображения:
1. Представьте на минуточку что Вы осуществляете сведение с помощью аналогового пульта и получаете отлично звучащий двухканальный микс. Прежде всего, аналого-цифровые преобразователи, встроенные в Ваш DAT-магнитофон далеки от совершенства. Это носит повсеместный характер, поскольку производители DAT-магнитофонов тратят деньги в основном на другие компоненты, например, на лентопротяжный механизм и прочее. Если Вы решите эту проблему путем подключения внешнего аналого-цифрового преобразователя, то Вы почувствуете значительную разницу, но это будет Вам стоить столько же, сколько магнитофон, а то и намного дороже. Вернемся к реальности — многие студии будут пользоваться преобразователями, встроенными в DAT-магнитофон.
Хорошим известием является то, что многие последние модели магнитофонов оснащены довольно приличными преобразователями. Не самыми совершенными, но вполне пригодными, особенно для многих стилей поп-музыки. Так что давайте сделаем еще одно предположение — что сведение осуществляется в цифровом формате и звук получается удовлетворительным...
2. Вам нужно сбрасывать миксы на пленку, обычно называемую предварительной мастер-копией или рабочей пленкой. Имеется множество цифровых монтажных редакторов, и на большинстве из них можно получить хорошие результаты, если правильно их использовать. Это подходит для прямого переноса — выстраивания песен в нужном порядке, обеспечения должных переходов между отдельными фрагментами и очистки начал и концов песен. Заметьте, что не был упомянут процесс обработки.
3. Обработка требует задействования гораздо больших вычислительных мощностей, использования больше чем 16 бит данных для сохранения целостности музыки. Более современные 24-битные звуковые карты в Макинтошах или РС обеспечивают отличный звук, и многие люди отмечают, что в полученных мастер-копиях присутствует что-то, чего не было в исходных фонограммах. Каковы же альтернативы обработки? Убедитесь, что в студии имеются средства для осуществления работы в цифровом формате. Но возможно ли это вообще? Все ли могут сделать цифровые процессоры? Сторонники цифровой аппаратуры ответят Вам: ДА! С этим можно согласиться. Цифровые процессоры могут обеспечивать звук отличного качества. Однако, все же существует несколько аналоговых процессоров, которые пока не могут быть заменены цифровыми. В их число входят некоторые «самопальные» аппараты, которые используются для придания музыке нужного звучания.
Никто пока не может этого объяснить, однако лучшее аналоговое оборудование обеспечивает звук, который не может быть воспроизведен цифровыми аппаратами. Процессоры для обработки сигналов оказывают влияние на многие аспекты музыки, а музыка по своей сути является аналоговым процессом.
При работе в аналоговом формате хорошим средством могут послужить DA-конверторы, которое регенерируют поток данных, эффективно устраняя цифровое дрожание по времени генерации сигнала (jitter). Дрожание является интересной особенностью цифрового звука, которая может испортить звучание хорошей музыки. В хороших DA имеется специально изготовленный ультрастабильный генератор цифровой частоты, за счет которого можно получить стабильный звук, идущий на аналоговый прибор.
Вообще, если музыка находится в цифровой области, то там ее и оставьте, полагая что у Вас есть аппаратура, позволяющая сохранить требуемую внутреннюю стабильность и обеспечить нужное Вам звучание. Если Вы возвращаетесь к аналоговому формату, делайте это очень осторожно, поскольку лишняя конвертация может удалить ощущение «живого» звука. Самое главное сделать только то, что пойдет на пользу музыке. Если проект поступает на цифровом носителе, то лучше начать работу по проверенной цепочке цифрового мастеринга, когда этого требует музыка, и применять аналоговую аппаратуру в тех случаях, когда от этого будет больше пользы. Некоторые заказчики строго настаивают на том или другом решении. В этом случае разумно, чтобы все остались довольны.